Покровский храм в Пехра-Покровском — Балашихинское благочиние

Покровский храм в Пехра-Покровском

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в старинном подмосковном селе Пехра-Покровское – одна из древнейших в Балашихинском благочинии и известна с XV столетия. Первые сведения о ней содержатся в тексте жития святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, в Троицком патерике.

Документальное упоминание деревянного Покровского храма относится к первой четверти XVII столетия. По данным писцовой книги 1623-1624 годов село Покровское называлось Погост Слободка и находилось во владении «за великим государем святейшим патриархом Филаретом Никитичем Московским и всея Руссии». В небольшом селении, состоящем из погоста с крестьянскими дворами и двумя ненаселенными пустошами — Кирилово и Сафонцево, располагался деревянный храм клетского типа (покрытая двускатной кровлей клеть-изба с прирубом с востока алтаря, а с запада — трапезной с папертью и колокольней).

В 1653 году состоялся промен вотчин между Святейшим Патриархом Никоном и настоятелем Московского Богоявленского монастыря архимандритом Серапионом, что за Торгом в Китай-городе. Патриарх получил подмосковную старинную монастырскую вотчину – село Вельяминово, которое с 1654 года называлось Владыкино на речке Лихоборке, а взамен дал Богоявленской обители патриаршие села Пехра и Бисерово. Таким образом, с 1653 года село Покровское на речке Пехорке переходит в монастырское владение и церковь Покрова Богородицы находится в числе храмов Селецкой десятины.

Новый период в истории села Пехра на рубеже XVII-XVIII веков связан с именем знаменитого фаворита и сподвижника императора Петра Великого, Александра Даниловича Меншикова. В 1699 году он приобретает старинную вотчину Новосильцевых – деревню Арсеньево на Стромынке. Здесь в начале 1700-х годов на средства Меншикова возводится дворцово-парковый ансамбль, получивший в честь наследника престола царевича Алексея Петровича название «Алексеевского дворца». Кроме двухэтажного каменного дома с одноэтажными каменными флигелями в Алексеевском были разбиты сады с цветниками и разными затеями.

Такое отступление по истории Алексеевского дворца сделано не случайно: через сто лет, в первой четверти XIX века, именно из материалов разобранной резиденции князя Меншикова была возведена каменная Покровская церковь в селе Пехра, на чем остановимся ниже.

С покупкой Арсеньева-Алексеевского всесильный фаворит и вельможа для расширения своего владения по Стромынской дороге задумал приобрести и соседнюю монастырскую вотчину, село Покровское на Пехорке. В 1701 году состоялась променная запись вотчинами между настоятелем Богоявленского монастыря архимандритом Евфимием (1699-1706) и А. Д. Меншиковым.

На средства светлейшего князя в 1712 году в селе Пехра была построена новая деревянная однопрестольная церковь. Но этому храму не суждено было долго существовать: в ужасный пожар 23 марта 1723 года Покровская церковь сгорела. Только через четыре года, в марте 1727 года, священник Илия Филиппов с прихожанами обратились в Синодальный казенный приказ за разрешением «вместо згорелой церкви построить на том же месте вновь деревянную ж церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы». Синодальный указ о строении датировался 16 марта 1727 года, а в конце августа деревянная Успенская церковь в селе Покровское была построена и готова к освящению. После опалы всесильного фаворита, настоятель Богоявленского монастыря обратился с просьбой отдать в прежнее владение из конфискованных вотчин А.Д. Меншикова село Покровское, причем настоятель архимандрит Иакинф (1712-1732 гг.) отмечал: «Меншиков отнял село у них насильно, а вместо него дал им из вотчин Высоцкого монастыря в Серпуховском уезде».

После конфискации монастырских и церковных владений в 1762 году село Пехра-Покровское перешло в ведомство государственной Коллегии Экономии, т.е. стало государственным владением («экономическим») и подписку о подчинении новым властям за неграмотностью крестьян подписал «того ж села священник Иван Иванов».

Интересно, что в клировых ведомостях XIX века в графе о времени постройки деревянного храма в селе Пехра-Покровское указывалась дата 1763 год, хотя само архивное строительное дело не сохранилось. Именно эта церковь (во имя Покрова Пресвятой Богородицы) простояла до первой четверти XIX века, когда был возведен каменный храм. Таким образом, за XVIII столетие Покровская (Успенская) церковь перестраивалась три раза: в 1712, 1727 и 1763 годах.

Отечественная война 1812 года обошла стороной Покровский приход. Французские мародеры не расхитили церковного имущества.

Идея постройки новой каменной церкви в селе Покровское возникла в начале 1820-х годов и принадлежала настоятелю отцу Симеону, хотя состояние деревянного храма, построенного в середине XVIII столетия, было вполне хорошим. В клировой ведомости за 1821 год о Покровском храме отмечалось: «церковь зданием деревянная на каменном фундаменте, состоит в твердости, обита кругом тесом, покрыта вся церковь и колокольня железом, престол один, во имя Покрова Пресвятой Богородицы». В приходе (селе и 2 деревнях) числились 122 двора с населением более 800 человек.

Решение использовать для нового здания храма материал ветхого меншиковского дворца в Ново-Алексеевском-Арсеньеве относится к 1822-1823 годам. Его поддержал московский вицегубернатор Дмитрий Гаврилович Бибиков и правящий архиерей, архиепископ Московский и Коломенский Филарет (Дроздов). В начале 1823 года прихожане Покровской церкви обратились к гражданскому начальству с просьбой для строительства нового каменного храма «отдать им для сей надобности находящийся в Алексеевской роще, принадлежащей к дачам Лосинного Погонного острова каменный дворец с двумя каменными флигелями». Министерство финансов в мае 1823 года разрешило передать на слом дворец в пользу Покровской церкви. На этот счет вскоре было получено Высочайшее дозволение и решение Кабинета министров.

Во второй половине августа 1823 года на имя Высокопреосвященного Филарета, архиепископа Московского и Коломенского, поступило прошение от «Московской округи Экономического села Пехра церкви Покрова Пресвятой Богородицы священника Симеона Петрова с прихожаны». По словам просителей, вместо однопрестольной Покровской церкви, «которая деревянного здания, в твердости», настала нужда постройки каменного храма «на другом удобном месте, отступя от оной саженей 10». Новый храм предполагалось посвятить Успению Пресвятой Богородицы с двумя приделами: Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святого пророка Илии. Проект церкви выполнил «архитектор 9-го класса Овчинников». Сохранились его чертежи вновь предполагаемого храма в селе Пехра-Покровское Московской округи, выполненные в стиле, характерном для московского зодчества первой четверти XIX столетия.

Церковные власти первоначально одобрили проект Овчинникова и началась подготовка к строительным работам. Уже в декабре 1823 года строители Покровского храма приняли по описи материалы разобранного Алексеевского дворца.

Однако строительство храма по проекту Овчинникова было приостановлено. Причины этому излагались в прошении в Консисторию, датированном февралем 1824 года: «Прошлого 1823 года августа дня представлен нами Его Преосвященству на постройку каменной Покровской церкви при прошении план, но как оный чрезвычайно обширен, то потому ныне составлен таковой же другой, гораздо против того, как по материалу, так и по сумме выгоднее, который прилагаем при сем».

Искусствоведческая традиция приписывает новый проект каменной церкви в селе Пехра-Покровское творчеству выдающегося московского зодчего первой половины XIX века Осипа Ивановича Бове (1784-1834). Отмечалось, что в этой работе зодчий повторил сделанный ранее проект церкви Святого Михаила Архангела в своем имении, в селе Архангельское Рузского уезда Московской губернии. Об этой работе О.И. Бове исследователи писали, что этот храм «в стиле ампир принадлежит к лучшим произведениям зодчего и выдающимся па­мятникам своего времени». Совпадала и стилистика обоих храмов — использование формы двусветной купольной ротонды, окруженной колоннадой римско-дорического ордера с примыкающими с запада небольшой трапезной и колокольни с высоким шпилем. Именно идентичность планов и стилистическое своеобразие позволили отнести Покровский храм в селе Пехра к кругу памятников О.И. Бове. Искусствоведы, рассматривая постройку храма в Пехра-Покровское, отмечали ее вторичный характер, «копирование» образца церкви в селе Архангельское.

О конкретной работе О.И. Бове по заказу прихожан села Пехра данных не было. Однако найденные архивные документы подтверждают авторство известного зодчего.

5 августа 1824 года управляющий Московской епархией Высокопреосвященный Филарет (Дроздов), архиепископ Московский и Коломенский, подписал храмозданную грамоту на построение в селе Пехра-Покровское Московской округи каменной трехпрестольной церкви с колокольней. Постройка нового храма, которая производилась с начала строительного сезона 1825 года, в 1826 году приостановилась в связи с кончиной храмостроителя священника Симеона Петровича Муравьева.

Строительство закончил его зять, новый настоятель Покровского храма, выпускник семинарии Иоанн Степанович Малинин.

К концу лета 1833 года отделочные работы завершились. Торжественное освящение новых престолов, главного во имя Покрова Божией Матери, и левого придела — во имя Святого Пророка Илии — состоялось 10 сентября 1833 года.

С 1836 года, выполняя решение Епархиального начальства, настоятель храма села Пехра открыл бесплатную школу (училище) для крестьянских детей, за что его наградили фиолетовой камилавкой.

Распространение фабрично-заводского населения и превращение окрестностей Пехорской волости в промышленный район привели к мысли о необходимости расширения трапезной части Покровского храма. Инициаторами этого строительства стали новый настоятель священник Феодор Преферансов и церковный староста, московский купец 2-й гильдии, местный фабрикант Александр Космич Сергеев. В марте 1902 года проект и смету на пристройку придельных частей церкви препроводили в Строительное отделение, которое рассмотрело и утвердило представленные чертежи. Автором проекта расширения церкви был известный московский архитектор Николай Николаевич Благовещенский (1867-1926). Сын приходского священника Ярославской епархии из г. Углича, он окончил Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге в 1893 г. и некоторое время служил в Московской городской управе. В 1900 году Н.Н. Благовещенский получает место епархиального архитектора и с этого времени проектирует многие храмы, часовни и училищные здания в Московской епархии.

Работы прошли в самые короткие сроки. Приходское торжество освящения обновленного храма состоялось 5-6 октября 1902 года.

В 1916 году в приходе Покровской церкви состояли 272 двора с населением более 1 500 человек.

Революционная буря 1917 года, гражданская междоусобица и становление большевистского государства, в системе которого места для инакомыслия и религии не было, создали новые условия существования Православной Церкви в России в целом, и в Московском регионе в частности.

Село Пехра-Покровское с 13 июня 1918 года входило в состав Реутово, Балашихинской волости, а с октября 1918 года была образована Разинская волость Московского уезда с Пехра-Покровским сельсоветом. Изъятие церковных ценностей в Покровской церкви произошло 4 мая 1922 года. От Московской уездной комиссии действовал некто Цурковский в присутствии председателя сельсовета И.С. Матвеева и председателя церковного совета священника Николая Воздвиженского.

Священнослужители, как антисоветский элемент, были лишены избирательных прав. В архиве сохранилось дело о регистрации православной общины села Пехра Разинской волости Московского уезда. В «Договоре», составленном 23 июля 1925 года, церковной общине передавались в бесплатное пользование «кирпичный одно­этажный храм с колокольней и деревянной сторожкой в черте церковной ограды». Со стороны прихожан договор подписали 30 человек верующих, проживающих в селе Пехра и деревне Лукино. Их фамилии фигурируют и в списке-анкете верующих Покровской церкви и, как позже будет ясно, не просто так: многих из этих людей впоследствии репрессировали.

В конце 1928 года в селе Пехра заведующий избой-читальней Соколов с гражданкой Шариковой взломали двери церковной сторожки и незаконно заняли ее под «школу» кройки и шитья. Верующие жители села Покровского обратились в Мосгубисполком с протестом против действий местных функционеров. Верующие заявляли, что «лишение церковной сторожки ставит нас в невозможность соблюдать те пункты договора, которые возлагают на нас ответственность за охрану храма и находящихся в нем предметов культа. Кроме того, отторжение церковной сторожки при наших условиях ставит в невозможное положение верующих, приезжающих за 4 версты с младенцами или больными, особенно зимой». Административный отдел НКВД Московского уезда проигнорировал заявление верующих и рекомендовал губернскому исполкому отказать просителям.

Кампания по «сплошной коллективизации» 1929 года в Покровском отозвалась созданием сельскохозяйственной артели им. Рыкова Реутовского района Московской области. Началась травля и раскулачивание всех жителей, сопротивлявшихся колхозному строительству, в том числе и членов церковного совета Покровского храма. Настоятель о. Николай Воздвиженский, после травли в печати, в конце 1929 года был арестован органами ОГПУ, осужден и отправлен в Архангельск. Храм остался без пастыря. Местная ячейка РКП(б) воспользовалась моментом и стихийно, без опроса местного населения, провела постановление о закрытии Покровской церкви. Все произошло ночью 10 февраля 1930 года. Кощунственно были выломаны иконы из иконостаса, сброшены колокола, сняты кресты с храма и колокольни, на место которых повесили красные флаги. В здании храма устроили сельский клуб и районную избу-читальню для колхозников. После безрезультатных хлопот и прошений в высшие инстанции (ВЦИК СССР) в течение 1930-1931 гг. верующие Покровской церкви перешли в соседние приходские храмы сел Никольского-Трубецкого и Пехра-Яковлевского (Леоново). Осталось неизвестным, куда передали имущество закрытого храма. В архиве сохранились уникальные фотографии 1930 года, снятые уже после переоборудования церковного здания под клуб. На одной из них мы видим комсомольцев, читающих газеты и «литературу» под церковным паникадилом, а на стенах храма висят портреты вождей: Ленина и «всесоюзного старосты» Калинина.

В 1930 г. в селе Покровском организовали колхоз имени А. Рыкова. Протоколы заседания Пехра-Покровского сельсовета за 1931-1933 годы упоминают церковное здание как место клуба, заведующий которого Панков слабо проводил «культмассовую» работу и содержал здание в плохом состоянии. Высылки и репрессии продолжались, и в 1935 году, среди крестьян села Покровского, привлеченных к обязательной грабительской поставке зерна государству, мы встречаем фамилии крестьянских семей, защитников Покровской церкви.

Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. способствовала кампании регистрации некоторых церковных общин с последующим открытием разрушенных храмов, но таковых было совсем немного. В «Сведениях» о ходатайствах по открытию церквей на территории Московской области за 1943-1946 гг. в Балашихинском районе упоминалось за 1946 год и заявление группы верующих села Пехра-Покровское, которое подписали 20 человек. В своем постановлении от 11 апреля 1947 г. Мособлсовет отказал верующим в открытии Покровской церкви.

После смерти Сталина и в первые годы хрущевской «оттепели», когда стало возможным открыто говорить о массовых незаконных репрессиях 1930-х годов, а оставшиеся в живых репрессированные возвращались из лагерей и ссылок, ходатайства об открытии православных храмов возобновились. В марте 1957 года Елизавета Дмитриевна Терешина от группы верующих села Пехра-Покровское обращалась к Председателю Совета Министров СССР К.Е. Ворошилову с просьбой об открытии Покровского храма. В своем ответе от 2 апреля 1957 г. уполномоченный Совета писал, что «Вашу просьбу удовлетворить не представляется возможным». Между тем церковное здание требовало реставрации и исследования, которые проводились медленно, храм ветшал и терял свой облик. Со временем были разрушены ярусы звона колокольни, уничтожено старинное приходское кладбище. В 1980-х годах здание церкви с территорией передали в пользование ЭПП №1 ВОСВОДа: внутреннее пространство разбили на этажи. Работа станков, сварка металла, вибрация пола – нанесли непоправимый ущерб внутреннему убранству храма. В 1992 году прихожане, жители села Пехра-Покровское Балашихинского района Московской области, зарегистрировали общину верующих, храм был возвращен Церкви. Начались реставрационные работы по восстановлению внешнего и внутреннего облика выдающегося памятника русской архитектуры. В церковь назначили настоятеля – священника Георгия Кулемина, начались регулярные богослужения. В 2001 году закончилось восстановление внешнего облика здания – храм приобрел свой первоначальный вид. Приступили к отделочным работам внутри церкви с восстановлением главного и придельных иконостасов. В 2004 г., в 180-ю годовщину со времени начала строительства каменной Покровской церкви по проекту О.И. Бове, храм Покрова Пресвятой Богородицы в Пехра-Покровском был подготовлен к торжеству Великого освящения.

14 октября 2004 г., в день храмового праздника Покрова Пресвятой Богородицы, архиепископ Можайский Григорий совершил чин великого освящения всех трех престолов Покровского храма.

Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 01.11.2018 г. № ПК-01/2217  при Покровском храме  открылось подворье Северобайкальской епархии Русской Православной Церкви. Настоятелем назначен епископ Северобайкальский и Сосново-Озерский Николай.

Сайт храма http://покров-храм.рф
Телефон: +7 (495) 523-23-30
почта: pokrov-hram@rambler.ru

Духовенство:

Протоиерей Георгий Кулемин

Протоиерей Георгий Кулемин

День рождения: 01.09.1964
Именины: 16 ноября
Хиротония: 18.10.1992
Клирик Покровского храма

Протоиерей Димитрий Орехов

Протоиерей Димитрий Орехов

День рождения: 27.12.1975
Именины: 24 февраля
Хиротония: 05.05.1997
Клирик Покровского храма