О благочинии

Балашихинское благочиние Московской епархии

Балашихинское благочиние было образовано выделением из Щелковского благочиния храмов, расположенных на территории Балашихинского района, в соответствии с указом Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия за №257 от 26 марта 1993 года. Первым благочинным был назначен архимандрит Роман (Гаврилов, ныне епископ Серпуховский, викарий Московской епархии).

В настоящее время благочиние состоит из 23 приходов, расположенных на территории городских округов Балашихи и Реутова, в которых совершают свое служение 58 священников и 11 диаконов. Указом №1398 от 6 марта 2017 года благочинным назначен протоиереей Димитрий Мурзюков, настоятель Троицкого храма г. Реутова.

протоиерей Димитрий Мурзюков

Историческая справка

(составлена на основе книги протоиерея Георгия Кулемина «Храмы Балашихинского благочиния», 2005)

История церквей Балашихинского округа Московской епархии охватывает страницы как древней истории, так и современного периода возрождения подмосковных приходов. На территории нынешнего Балашихинского района Московской области храмостроительство началось в XVI-XVII веках. Важнейшим фактором заселения этой местности явилось наличие здесь старинных торговых путей: стратегической дороги – Старого Владимирского тракта (современное Горьковское шоссе), на которой в древности находились крупные дворянские вотчины: Горенки, Яковлевское, Никольское-Полтево, Троицкое-Кайнарджи; а также Большой Стромынской дороги (современное Щелковское шоссе), по сторонам которой располагались крупные монастырские владения – от Преображенской заставы (мимо известного митрополичьего села Черкизово) к Успенскому Стромынскому монастырю, с дворцовыми и монастырскими селами Никольское-Трубецкое и Пехра-Покровское.

В XVI-XVII вв. храмы этой местности в основном входили в Вохонскую десятину Московского уезда и дань с них собиралась в Патриарший Казенный приказ. Если в 1628 году здесь числилось 25 «жилых данных церквей», то в первой половине XVIII столетия из 77 приходских церквей 17 были каменными. Большинство храмов располагалось в селениях Почернева стана Московского уезда и часть из них были в Васильцеве (Горенки) и Каменском (Полтево) станах того же уезда. После образования в 1782-1784 гг. Московской губернии одна часть селений оказалась в составе Московского уезда, другая – в Богородском уезде Московской губернии. На рубеже ХIХ-ХХ столетий церкви современного Балашихинского благочиния распределялись по округам следующим образом.

В первом благочинническом округе Московского уезда (из 24 храмов) числились:

1. церковь Архистратига Михаила в селе Архангельском-Никольском;

2. церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Пехра-Покровское;

3. церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольское-Трубецкое;

4. церкви Святой Живоначальной Троицы и Воскресенская (кладбищенская) в селе Троицком-Кайнарджи;

Во втором благочинническом округе Богородского уезда (из 23 храмов) числились:

5. церковь святителя Николая Чудотворца в селе Никольское-Полтево;

6. церковь Преображения Господня в селе Спасское-Саввино;

7. церковь святителя Николая Чудотворца в селе Милет.

Кроме того, в начале XX века в 1-м благочинии Московского уезда числились приписные церкви: во имя святого благоверного князя Александра Невского в Горенках, дачная церковь в поселке Ново-Кучино (Салтыковка), а также молитвенный дом, устроенный в 1918 году при фабрике Реутовской мануфактуры.

Хронологически, по времени возведения, старинные храмы нынешнего Балашихинского благо­чиния можно поделить на следующие группы:

1-ю группу составляют церкви, построенные в первой половине XVIII в., а именно в Петровское и постпетровское время. Это храмы в селениях: Полтево (1706 г.) — храмозда­тели графы Апраксины, и Никольское-Архангельское (1740-е гг.) — храмоздатели князья Долгоруковы;

2-я группа включает церкви, возведенные во второй половине XVIII столетия в стиле зрелого классицизма русскими архитекторами круга Баженова — Казакова. Примером является храм в Троицкое-Кайнарджи (1778 г.);

3-ю группу составляют храмы, возведенные в XIX веке: в первой его четверти — в селе Пехра-Покровское (1828 г.) по проекту выдающегося московского архитектора Осипа Бове; а также второй половины XIX века — в селах Никольское-Трубецкое (1862 г.) и Спасское-Саввино (1867 г.);

4-я группа включает в себя храмы, построенные на рубеже ХIХ-ХХ веков в селах Горенки (1895 г.), Милет (1902 г.), Ново-Кучино (1914 г.) и молитвенный дом в Реутове (1918-1920 гг.).

Из перечисленных церквей не сохранилось церковное здание в Горенках (Николаевке) и в настоящее время здесь возведён новый храм во имя св. бглв. кн. Александра Невского.

Возрождение храмов Балашихинского благочиния происходит на наших глазах и относится уже к новейшей истории Русской Православной Церкви. Но вернемся в сталинские годы тотальных репрессий и ко времени гонений на Русскую Православную Церковь в «хрущевский» период. Результатом этих тяжелых времен стало то, что и в Московской епархии, и в самом столичном граде остались лишь единицы действующих храмов, расположенные в основном вдалеке от крупных промышленных центров Подмосковья или в сельской местности.

Уже во время первой «безбожной» пятилетки в 1928-1932 гг. столичные власти, планируя ликвидацию «религиозного дурмана», начали кампанию по закрытию храмов, в основном в Москве. Ликвидация церквей в Московской области столкнулась с активным сопротивлением верующих, которые, опираясь на законодательную базу по закрытию церковных приходов, апеллировали к советским органам через Комиссию по делам культа при Мособлисполкоме и выше, и в Комиссию при ВЦИК. В некоторых случаях верующие теряли терпение и открыто выступали против произвола «безбожников». В тот период в большинстве случаев церкви окончательно не закрывали, так как действовала апелляция, и Комиссия имела право отменить постановление Мособлсовета. Таким образом, православные приходы продолжали существовать. Но это длилось недолго. В начале 1930-х годов большевики поменяли тактику: они стали «душить» приходы налогами, приравнивая хозяйства священнослужителей к кулацким и применяя к ним такие же репрессии, как и к кулакам — за «долги» духовенство лишалось имущества и шло под суд. Таким образом, многие священники и миряне (члены церковных советов) оказались на Соловках, в Дмитлаге на строительстве канала Москва-Волга и в Северной ссылке. Из последних сил приходы собирали деньги на уплату налогов. Почти за каждым богослужением священники предупреждали о возможном закрытии храма по предписанию финансовых отделов местных Советов. С другой стороны, местные власти отбирали церковные здания, например, для ссыпки зерна во время коллективизации, что также поощрялось сверху. Однако, опасаясь обвинения со стороны верующих в кощунстве, храмы стали отбирать под «культурные нужды» (избы-читальни, клубы и т.д.).

С 1934 года, когда после убийства Кирова Сталин развязал массовый террор, политика партии большевиков и советского правительства в отношении Церкви изменилась — началось массовое закрытие храмов и аресты «церковников». В те годы органы ОГПУ и позже НКВД «создавали» уголовные дела так называемых «антисоветских церковных центров».

На совещании партийного актива МК ВКП(б) в 1937 г. коммунисты представили статистику по так называемому «церковному фонду» Московской области, отмечая что «по количеству функционирующих церквей, по сравнению с другими областями, Московская область находится на четвертом месте». Власти были особенно обеспокоены тем, что после принятия «Сталинской» Конституции в Секретариат ВЦИК СССР на имя «всесоюзного старосты» М.И. Калинина посыпались сотни писем в защиту приходов и духовенства. Как замечали партийные аппаратчики, «…после опубликования проекта новой Конституции изменился тон подаваемых заявлений во ВЦИК. Если раньше писали: «слезно просим», то теперь ссылаются на статью 125 Конституции (свобода слова, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций), требуя отмены тех или иных постановлений». Эти подтверждало, что многолетняя антирелигиозная пропаганда коммунистов, страх и запугивание населения не смогли решить «церковной проблемы» даже в столице и Московском регионе.

В 1936 году на территории Московской области находились 1993 действующие церкви, священнослужителей числилось 2257 человек (для сравнения: в наши дни священнослужителей в Московской епархии числится менее 2000 человек). Религиозного актива, по сведениям НКВД, по Московской области числилось (члены церковных советов и активные церковники) 50 000 человек. К этому времени в области уже были закрыты более 2300 храмов, в том числе в самом 1936 году 150 церквей. За первый квартал 1937 года власти закрыли 12 храмов, и все факты закрытия были обжалованы верующими во ВЦИК.

В Балашихинском районе активное закрытие храмов здесь началось с 1931 г. В период первой «безбожной» пятилетки находившиеся в Реутовском промышленном районе православные храмы мешали проводить сталинскую программу коллективизации и индустриализации. Для местных властей настала необходимость включиться в общую кампанию по закрытию церквей, исходя из «просьб трудящихся». Сначала варварски закрыли Покровскую церковь в селе Пехра-Покровском, затем в 1933 г. храм Спаса Нерукотворенного образа в селе Пехра-Яковлевском (Леоново); в 1934 г. церковь Александра Невского в сельце Горенках и в это же время церковь-часовню в поселке Салтыковка; в 1935 г. Никольскую церковь в селе Полтево; в 1940 г. Никольскую церковь в селе Милет. Оставались действующими храм Рождества Богородицы в селе Никольском-Трубецком, который захватила обновленческая община, кладбищенская Михаило-Архангельская церковь в селе Никольско-Архангельском, Троицкая церковь в усадьбе Румянцевых – Троицком-Кайнарджи (Фенино).

Легализация (возрождение) Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., связанная с патриотической позицией иерархов, духовенства и верующих в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами, а также с вопросами внутренней и внешней политики советского государства, на время восстановила статус православных приходов в Московской епархии. За период 1943-1944 гг. многие общины были восстановлены постановлением Облисполкома. На июнь 1946 г. в Балашихинском районе числилось пять действующих церквей: в селениях Саввино, Никольское-Трубецкое, Фенино, Никольское-Архангельское и Ивановское (последнее позднее вошло в городскую черту Москвы). В храмах оставалось 7 священнослужителей: 6 священников и 1 диакон. В конце 1940-х годов из лагерей стало возвращаться репрессированное духовенство. Так, в храм Преображения Господня в Саввино вернулся священник Митрофан Андреевич Орлов, прошедший весь ужас сталинских лагерей.

Верующие Балашихинского района с 1943 г. начали подавать ходатайства в Облисполком об открытии ранее закрытых приходов, но обычно получали отказ. Областное правительство утверждало ходатайства верующих об открытии храмов только в тех местах Московской области, где к 1943 г. не было ни одной церкви, а так как в Балашихинском районе числилось 5 храмов, то никаких разговоров об открытии новых приходов и не предполагалось. Начало «хрущевской оттепели» принесло лишь короткую передышку. Волна грубой атеистической пропаганды, администрирование государственных чиновников, выполнявших указания идеологов ЦК КПСС, и жесткая налоговая политика были особенностями новых гонений на Русскую Православную Церковь.

В 1955 году в Московской области числилось действующих 176 церквей и один монастырь – Свято-Троице-Сергиева Лавра. Уполномоченный А. А. Трушин, находясь на своем посту более 40 лет (до 1984 г.), ретиво исполнял руководящие инструкции, которые гласили: «Открывать не будем ни одной церкви. По первичным заявлениям выносить решение Мособлисполкома об отказе. Что касается всех остальных ходатайств, по которым в прошлом были вынесены решения Исполкома Мособлсовета, пересматривать не следует, и по таким ходатайствам заявителям следует отвечать, что «их просьбу в настоящий момент удовлетворить не представляется возможным». Согласно закрытой статистике, действующих церквей на 1956 год не имелось в пяти районах Московской области и в 13 подмосковных городах, в том числе в Балашихе и Реутове. Однако заявления об открытии храмов продолжали поступать на имя самого Хрущева, а также членов правительства (Ворошилова, Маленкова). По сведениям для Управления КГБ по Московской области (А.Н. Коноплева) в 1956 году поступило 126 заявлений об открытии 51 подмосковной церкви, и за четыре месяца 1957 года – 52 заявления об открытии 27 церквей.

В 1952 году на должность благочинного назначили протоиерея Александра Владимировича Оранского, настоятеля храма в Никольском-Архангельском. Получив образование во Владимирской духовной семинарии, отец Александр стал священником в 1915 году. В сохранившейся его краткой биографии нет сведений о том, что он подвергался репрессиям в 1920-30-е годы, но упоминается, что с 1917 по 1944 год он «работал по пчеловодству». С 1944 года отец Александр служил благочинным в Дмитровском районе Московской области и был настоятелем церкви Вознесения Господня в селе Перемилове. Активный деятель на церковной ниве, отец Александр пытался в трудных условиях «хрущевских гонений» помогать храмам благочиния, нередко оплачивая строительные и восстановительные работы в других храмах.

Еще в 1955 году Трушин получил инструктивное письмо Г.Г. Карпова по поводу настоятелей, «которые с точки зрения политической и личных качеств могли дать ответы на соответствующие вопросы иностранцев…, которые, разъезжая по автомагистралям, проявляют интерес к встречающимся на пути церквам, осматривают, фотографируют, беседуют с духовенством». Отец Александр Оранский попал в это число неблагонадежных настоятелей храмов, которых требовалось заменить.

Со второй половины 1950-х годов большинство церковных зданий Балашихинского района Московской области были взяты под охрану Министерства культуры РСФСР, как памятники архитектуры Московской области. В книгах выдающегося русского медиевиста, академика С.Б. Веселовского и известного историка архитектуры профессора М.А. Ильина, выпущенных под названием «Подмосковье», впервые дается характеристика таких замечательных памятников архитектуры, как Покровская церковь в Пехра-Покровском, Архангельский храм в Никольском-Архангельском, церковный ансамбль в Троицком-Кайнарджи, и звучат имена замечательных русских зодчих: М.Ф. Казакова, В.И. Баженова, О.И. Бове. В дальнейшем, архитекторы-реставраторы исследовали памятники и проводили ремонтно-восстановительные работы. Итогом этих исследований стала публикация каталога «Памятники архитектуры Московской области», который включил в себя и церкви Балашихинского района.

Ветер перемен 1990-х годов, конец диктатуры КПСС во всех областях жизни, духовная свобода, когда большинство людей обратились к живительным основам Православия, определили новый этап развития Русской Православной Церкви. Большие изменения произошли и в Московской епархии. Повсеместно стали восстанавливаться поруганные святыни, возрождаться православные общины.

В 1990 г. была образована православная церковная община Никольского храма в Полтево, которой передали церковное здание. Для удобства реставрации был построен временный храм. Заказан проект реставрации храма и проект его благоустройства. На сегодняшний день сделана кровля с 1 по 3 ярус храма, утеплены полы, восстановлен алтарный свод и иконостас, благоустроенна территория вокруг храма, сооружена детская площадка. С Пасхи 2010 г. в храме постоянно совершаются богослужения.

С 1992 года начались восстановительные работы в храме села Пехра-Покровского, здание которого использовалось в качестве заводского помещения – внутреннее пространство разбили на этажи, работа станков, сварка металла, вибрация пола нанесли непоправимый ущерб внутреннему убранству храма. 14 октября 2004 г., в день храмового праздника Покрова Пресвятой Богородицы, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия архиепископ Можайский Григорий совершил чин великого освящения всех его трех престолов.

В 1993 году началось восстановление Никольской церкви в селе Ново-Милет. В последние годы здание использовалось под спортзал. Здание было разделено на два этажа, колокольня разрушена, глава снесена, полностью было утрачено внутреннее убранство, все святыни, иконы. Сохранились лишь остатки росписи на сводах. К настоящему времени проведены большие реставрационные работы. Совершаются регулярные богослужения.

В 1994 году в Реутове новосозданная церковная община начала строительство каменного храма во имя Казанской иконы Божией Матери. Это было исполнением заветов Святителя Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (канонизированного Русской Православной Церковью в 1989 году), который в 1919 году совершил молебен на Реутовской фабрике. Первые богослужения православной общины в Реутове проходили в помещении первого этажа жилого дома, отданном общине во временное пользование. Закладку церкви совершили 6 февраля 1997 г., а уже 3 октября 1999 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил новый храм в Реутове.

В 1998 году к митрополиту Ювеналию обратился военный комиссар Московской области генерал-майор А.С. Семакин с просьбой о благословении на строительство Троицкого храма на территории Областного сборного пункта военкомата Московской области в Железнодорожном. В 2001 г. была зарегистрирована церковная община, а 3 февраля 2002 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия новопостроеный храм был освящен архиепископом Можайским Григорием. В этом храме окормляются не только воины и призывники, но и жители соседнего микрорайона.

В 1999 г. в Железнодорожном была зарегистрирована православная община храма во имя Новомучеников и исповедников Российских. В 2001 г. администрацией был выделен участок земли под строительство храма в районе станции Кучино. В начале был построен временный храм для проведения регулярных богослужений, рядом с которым в 2003 г. был заложен каменный храм. В середине 2015 года строительство кирпичного храма было закончено и начаты регулярные богослужения. 17 июля 2015 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия епископ Балашихинский Николай совершил великое освящение храма.

В 1999 г. в поселке Заря образовалась инициативная группа, которая обратилась к Главкому ВВС с просьбой о строительстве в поселке Заря православного храма. В 2000 г. началось строительство храма во имя преподобного Саввы Сторожевского. На Пасху 2002 г. состоялось первое богослужение. В 2008 году поселок Заря Министерством обороны был передан в собственность городского округа Балашиха и стал городским микрорайоном. В связи с этим поменялся и статус храма — он стал приходским. 23 августа 2015 г. состоялось великое освящение храма, которое по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия совершил епископ Балашихинский Николай.

В Балашихе в 2001 г. было начато строительство нового храма во имя святого благоверного князя Александра Невского вместо уничтоженного ранее во время хрущевских гонений. Сейчас храм достроен, в нем совершаются регулярные богослужения. 12 сентября 2006 г., в день престольного праздника храма, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия архиепископ Можайский Григорий совершил чин его великого освящения.

В мкр. ВНИИПО г. Балашихи, где расположен Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны, по инициативе Совета ветеранов института и жителей района было решено построить храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимой Купины». 17 сентября 2006 г., в день празднования иконы, на месте будущего строительства был совершен первый молебен. В Сибирском филиале ВНИИПО был изготовлен и доставлен в Балашиху сруб из кедровой сосны, и уже 5 июля 2007 г., в день юбилея института, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил чин великого освящения церкви.

В 2006 г. началось возрождение Почаевского храма на площади рядом с железнодорожной платформой Салтыковская. В короткие сроки был воздвигнут временный деревянный храм, и на престольный праздник был отслужен первый молебен. В 2007 г. были освящены закладной камень и крест на место под строительство большого каменного храма. С Рождества Христова в 2017 г. начались регулярные службы в новом строящемся храме.

30 июля 2006 г., накануне Дня Военно-моского флота, состоялась закладка камня в основании часовни во имя св. прав. воина Феодора (Ушакова) в мкр. Купавна. В 2010 г. была разработана и согласована проектная и рабочая документация храмового комплекса, который по замыслу архитекторов будет включать в себя помимо основного храма еще и здание дома причта. В 2011 г. начались работы по строительству, а с 2012 г. в храме начались регулярные богослужения.

На городском кладбище в деревне Пуршево в 2007 г. на средства благотворителей было начато возведение храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Были построены не только храм, но и дом причта, звонница, а также благоустроили территорию – бывший пустырь около кладбища. 27 декабря 2009 г. чин великого освящения новопостроенного храма и первую Божественную литургию в нем совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

В 2007 г. во время посещения Балашихинского благочиния митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил место под строительство Екатерининского храма в мкр. Новый Свет г. Балашиха. 7 декабря 2008 г. в праздник великомученицы Екатерины был отслужен молебен с акафистом и после этого началась духовная жизнь новообразованной церковной общины. В 2009 г. началось строительство временного деревянного храма. В 2014 г. была выделена земля, а в июле 2015 г. получено разрешение на строительство. 12 августа того же года началось строительство каменного храма.

22 декабря 2007 г. была совершена закладка первого камня для строительства храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в деревне Федурново – новом микрорайоне г.о. Балашиха. В 2012 г. из строительных вагончиков был сооружён временный храм, где совершаются регулярные богослужения.

20 июля 2008 г. по завершении всенощного бдения накануне престольного праздника в недавно построенном Казанском храме Реутова крестный ход направился в центральную часть города, где был выделен участок земли для строительства нового – Троицкого храма. На месте будущего строительства были установлены и освящены крест и закладной камень. Инициатором строительства храма стал глава города Реутова А.Н. Ходырев. К концу 2011 г. были завершены все наружные работы, благоустроена прилегающая территория. В июне 2017 г. были полностью завершены расписные работы. 19 августа 2014 г., в праздник Преображения Господня, состоялось великое освящение храма, которое совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении духовенства Московской епархии. В 2017 г. благочинным церквей Балашихинского округа и настоятелем Троицкого храма был назначен протоиерей Димитрий Мурзюков, с этого времени храм становится центром Балашихинского благочиния. 11 июня 2017 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил архипастырский визит в Московскую епархию и возглавил Божественную литургию в Троицком храме.

В мае 2012 г. в Железнодорожном была создана община храма во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 13 августа 2013 г. на Рождественской улице епископом Балашихинским Николаем по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был освящен закладной камень на месте будущего строительства. В апреле 2014 г. на участке был построен небольшой деревянный храм во имя священномученика Алексия (Никольского).

В 2012 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на территории нового микрорайона Авиаторов г. Балашихи было начато возведение деревянного храма во имя преподобного Серафима Саровского. Первый молебен на месте строительства храма был совершен 28 октября 2012 г. С этого времени молебны проводились регулярно по воскресным дням. 2 ноября 2013 г., в Дмитровскую родительскую субботу, была совершена первая Божественная литургия.

В декабре 2014 г. председатель Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов, проживающий в мкр. Никольско-Архангельский г. Балашиха, получил благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на строительство храма во имя святителя Николая Чудотворца в этом микрорайоне. В 2015 г. был выделен земельный участок, а 3 июля 2016 г. Владыка Ювеналий в сослужении епископа Балашихинского Николая совершил чин великого освящения храма.

10 декабря 2016 г. в мкр. Дзержинский г. Балашихи, в котором проживают военнослужащие войск Национальной гвардии России и члены их семей, епископ Балашихинский Николай по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия совершил чин основания церкви и освящения креста на месте строительства храма во имя святого равноапостольного великого князя Владимира — небесного покровителя войск Национальной гвардии Российской Федерации.