Вопросы и ответы

Присылайте нам ваши вопросы:

Напишите нам
Как к Вам обращаться
Для получения ответа
Вы можете задать нам вопрос и мы постараемся ответить на него лично, либо опубликовать в рубрике "Вопросы и ответы".

Три года назад мы с женой крестили сына, это происходило дома. Нашей крестной случайно стала пожилая женщина из церковного хора. В силу обстоятельств мы вынуждены были на это согласиться. Скажите, возможно ли провести этот обряд заново и сделать крестным другого человека, более нам близкого?

Во время совершения Таинства Крещения священник спрашивает крещаемого о его вере, в ответ он или его крестные родители читают «Символ веры». Этот же текст мы напоминаем себе каждое утро, читая его в составе утренних молитв, в церкви во время Литургии его поет не хор, а весь народ. Составленный и принятый на I и II Вселенских соборах, этот текст свидетельствует нам о Православной вере, о том, как и в Кого мы веруем. Приверженность именно этому тексту, кратко объясняющему основные положения нашей веры, отделяет Православие от ереси. Есть там и такая строчка: «Исповедую едино Крещение во оставление грехов». Видите, «едино Крещение» — значит оно может быть только одно, и потому от первых дней существования Церкви крещение совершается над каждым из христиан только один раз. Как пишет апостол Павел: один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас (Еф. 4:5—6). Даже еретиков, которые были крещены во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, в соответствии с 7 правилом II Вселенского Собора Церковь принимает без повторного Крещения. И никакой грех, даже вероотступничество, не может изгладить печати, получаемой человеком в этом Таинстве богоусыновления: проступок сына не разрывает его связи с Отцом, так же как великое множество грехов и вся тяжесть их не упраздняют возможностей, дарованных Крещением. Ведь нам всегда открыт путь покаяния, о чем и напоминает нам Господь в притче о блудном сыне (Лк. 15:11—32). «Во оставление грехов» — значит принимает Крещение человек не ради того, чтобы с кем-то породниться, не ради соблюдения какого-то обычая, а только ради того, чтобы, очистившись, быть вместе с Богом. Крещение — это дверь в Царство Небесное, и она, эта дверь, открыта для каждого из нас не нашими трудами, а кровью распятого на кресте Господа нашего Иисуса Христа. Проклятие, тяготевшее над человечеством после первородного греха, было снято жертвой Воплотившегося Слова. Быть крещеным — значит стать частью обновленного человечества, Глава которого Сам Христос. И теперь только от нас зависит: будем ли мы помнить об этом, или превратим Крещение в некий обряд, проведенный из желания, чтобы было все хорошо, чтобы было как у всех. В Таинстве Крещения благодать Божия сходит на нас, а дальше уже наше дело — умножать врученные нам таланты. Если мы этого делать не будем, то лучше бы нам и не знать пути правды (2 Пет. 2:21). Но тому, кто верен Богу и исполняет Его заповеди, дана возможность соделаться причастным Божеского естества (2 Пет. 1:4) — и это конечная цель всех во Христа крестившихся.

Я человек крещеный, но в храм захожу редко. Бабушка говорит — надо исповедоваться, а зачем это делать сейчас? Вот когда состарюсь как она, тогда и приду. Все равно ведь грешить не перестанешь, зачем тогда свое и чужое время тратить?

Для чего мы исповедуемся? Чтобы очиститься и идти дальше грешить? Или для того, чтобы быть с Богом, а этому грехи мешают? У кого голова постоянно занята земной суетой, кто не помышляет о вечном, тому все будет казаться странным: и исповедь, и пост, и молитва. Ведь гораздо проще исполнить все формально: зайти в храм, подать записку, поставить свечу — и свободен. Наоборот, теперь уже тебе должны за то, что ты сюда вообще зашел. А как говорит Господь? Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь (Мф. 22:37—38). Когда любишь, то хочешь немедленно быть вместе, хочешь быстрее удалить все препятствия, а Вы — когда состарюсь. Если сравнить душу с зеркалом, то грехи — это пятна на нем. Чтобы в этом зеркале отражался Божественный свет, оно должно быть чистым, и для этого недостаточно просто подсчитать все пятна — надо избавиться от них. И само ведь Таинство называется не исповедь, а Покаяние, по-гречески — метанойя — перемена ума. Если человек меняется — Таинство совершилось, если остался прежним — возможно, он действительно «время потратил». Пятна появляются вновь и вновь: грязи вокруг полно, а поверхность нашего «зеркала» довольно шероховата, но если правильно и, самое главное, постоянно его «чистить» и «полировать», то грязь перестанет цепляться. Можно, конечно, ждать «генеральной уборки» — раз в год, в 10 лет, в конце жизни, но тут есть опасность — грязь может так въесться, что о зеркале никто и не вспомнит, будет казаться, что так и надо, мол, это никакое не зеркало, а «квадрат Малевича». И вот тогда уже будет очень трудно, а вернее, и не захочется его отмывать. И потом, надо дорожить временем, потому что дни лукавы (Еф. 5:16). Ибо в день, в который не ожидаем, и в час, в который не думаем, придет Господь (Мф. 24:48), какими найдет Он нас? Готовыми встретить Его или отложившими эту встречу «на завтра»? Как бы нам самим не оказаться отложенными от Царства Небесного (Мф. 25:1—13).

Давайте сначала определимся, о чем вы спрашиваете. Если речь идет о поминальных столах, то здесь благочестивые христиане следуют церковным датам поминовения усопших, но никто их в этом не неволит. Церковное же поминовение в 3, 9 и 40 дни основывается на древней церковной практике. Преподобный Макарий Александрийский, живший в IV веке, как-то задал похожий вопрос ангелу, сопровождавшего его в пустыне. И тот отвечал, что в Церкви нет ничего неблагопотребного и бесполезного. Два дня после смерти душа человека находится на земле, посещая те места, где она любила бывать при жизни. На третий день, по образу Того, Кто Сам воскрес в третий день, призывается душа для поклонения Богу. Затем в течение шести дней ангелы показывают душе обители святых и красоту рая, а в девятый день после поклонения Богу отводится душа в ад, где в течение тридцати дней рассматривает разные отделения ада и места мучений грешников. На сороковой же день опять возносится душа на поклонение Богу, и тогда уже Он решает, где ей находиться до Страшного Суда. Таким образом, церковное молитвенное воспоминание усопшего именно в эти дни имеет большое значение для него и для облегчения страданий от разлуки с телом, и для умилостивления Владыки, Который один определяет по земным делам человека подобающее ему место за гробом.

Что же касается самих поминок как угощения за столом, то для пользы умершего и напоминания самим себе о грядущем суде, которого никто не избежит, не лучше ли поступить по слову Спасителя: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных (Лк. 14:12—14).

Недавно мы с женой обвенчались в церкви. Мои родители после церемонии решили тоже обвенчаться. Возможно ли это? Как-то язык не поворачивается назвать их женихом и невестой, все-таки им за полтинник, уже больше 30 лет в браке, внучат нянчат, а им чадородия будут просить у Бога. Есть ли какие другие молитвы, или это не так уж важно?

Препятствием к совершению Таинства может быть только незаконный с точки зрения Церкви брак. Это может быть незарегистрированный брак или брак, заключенный с нарушением церковных канонов, — между людьми, состоящими в кровном или духовном родстве. Также невозможно венчание, если один из супругов некрещеный. Возраст принимается в расчет только при заключении третьего брака. Поскольку Ваши родители, надо думать, люди крещеные, брак заключили давно, то все это не про них, если есть желание, то сомневаться не надо — пусть венчаются.

Что касается молитв. В обычном Требнике содержатся чинопоследования обычного венчания и венчания второбрачных. В обоих молитвы не совсем подходят к данной ситуации, хотя словам пожелания «да увидят сыновей сынов своих… вокруг трапезы их» совсем не мешает тот факт, что эти сыновья уже стоят рядом. Обручение, которое совершается перед венчанием, тоже теряет свой изначальный смысл — кольцами они обменялись уже десятки лет назад, зачастую пожилые супруги даже не могут их уже снять с пальцев. Поэтому в XIX веке святителем Филаретом Московским был составлен чин «благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения». Он намного короче чина венчания — нет обручения, венцы не возлагаются на головы супругов, не читается Апостол и Евангелие, общую чашу с вином супруги не пьют, вокруг аналоя их священник трижды не водит. Возможно, поэтому данный чин не получил распространения, ведь обычно всем хочется, чтобы в такой день все совершалось как можно более торжественно и красиво. Как можно судить по Интернету, в некоторых приходах его все же используют и сегодня, но, чтобы избежать смущений и сомнений в действенности совершившегося, супруги должны быть очень воцерковленными людьми, чего обычно и не хватает тем, кто приходит венчаться после стольких лет в браке.

Для венчания в Греции необходимо свидетельство о крещении.  Если у вас его нет, то следует обратиться в тот храм, где вы приняли Святое Крещение — там должна была сохраниться запись в метрических книгах.

Если метрические книги не сохранились, то вы можете обратиться к своему духовнику или священнику того храма, прихожанином которого вы являетесь, который и засвидетельствует, что, хотя вы и не можете доказать документально факта своего крещения, но ведете церковную жизнь, регулярно исповедуетесь, так что вам можно верить.

Для получения разрешения на венчание второго брака необходимо обратиться, если Вы житель Москвы, — в канцелярию Московской Патриархии, в Чистый переулок, дом 5.

Если Вы житель Подмосковья, то за разрешением данной проблемы обращайтесь в Московское Епархиальное управление, подробные справки по телефону: (499)246-08-81. 

Священный Синод Русской Православной Церкви в 2011 г. постановил, что в отношении лиц, окончивших жизнь самоубийством в состоянии психического расстройства, может быть совершено заочное отпевание, в том случае, если это расстройство будет подтверждено соответствующими медицинскими свидетельствами, которые необходимо представить настоятелю вашего прихода.

Во всех остальных случаях священники совершают «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго».

На страницах нашего сайта, посвященных приходам Балашихинского благочиния, размещены номера телефонов и адреса интернет-сайтов храмов, где вы сможете найти всю интересующую вас информацию.